Статья «НЕЗАБЫВАЕМЫЙ ИСАЕВ» М. ЕвтифьеваИнтернет-ресурсы о Космосе: KOSMOS-K.RU Портал COSMOS-H.RU |
|
| ||||||||||||||||||||||
24 октября исполнилось 90 лет со дня рождения Алексея Михайловича Исаева – выдающегося конструктора жидкостных ракетных двигателей (ЖРД), доктора технических наук, руководителя коллектива, создавшего большое число двигателей для авиационной, ракетной и космической техники. Алексей Исаев родился в 1908 г. в Санкт-Петербурге, в семье приват-доцента Петербургского университета. В 1925 г. он поступил в Московский горный институт, по окончании которого с 1932 г. работал на Магнитогорском металлургическом комбинате, затем на строительстве «Запорожстали» в Нижнем Тагиле. Настало время, когда Алексей Михайлович «заболел» авиацией. 19 августа 1934 г. Исаев направил директору авиазавода №22 заявление с просьбой принять его на работу. С октября 1934 г. он стал работать в ОКБ В.Ф.Болховитинова. Первая самостоятельная работа – разработка шасси дальнего бомбардировщика ДБ-А. Далее он участвовал в создании ближнего бомбардировщика «С», а при разработке опытного самолета «И» был назначен ведущим конструктором. Определяющей стала совместная с А.Я.Березняком работа по ближнему истребителю «БИ» – первому в стране полноценному самолету с ЖРД в качестве основной двигательной установки. Истребитель был спроектирован и построен в рекордный срок – через месяц и десять дней после выхода правительственного постановления. В октябре 1941 г. ОКБ В.Ф.Болховитинова эвакуировалось на Урал, а 15 мая 1942 г. летчик-испытатель капитан Г.Я.Бахчиванджи совершил первый полет на «БИ». Для ускорения доработки двигателя Д-1-А-1100 Л.С.Душкина, установленного на первых экземплярах «БИ», В.Ф.Болховитинов в феврале 1943 г. создал у себя в КБ отдел ЖРД, руководителем которого стал А.М.Исаев. С тех пор Алексей Михайлович работал только по ракетным двигателям. Начало было трудное: в ОКБ Болховитинова не было ни литературы, ни знающих ЖРД людей. Из Казани, из «шараги» спецотдела №4 НКВД, в которой работал В.П.Глушко, получили материалы по разработкам первых отечественных самолетных ЖРД. К осени 1944 г. (за шесть месяцев) А.М.Исаев создал свой первый двигатель РД-1, с которым два раза слетал «БИ-1» под управлением летчика-испытателя Б.Н.Кудрина. Пребывая в Германии с 3 июля по 8 сентября 1945 г. в составе группы специалистов, А.М.Исаев ознакомился с немецкой ракетной техникой. В 1946 г. его КБ впервые в мире отработало цельносварную камеру У-1250 со связанными точечной сваркой оболочками из листовой стали (идея Исаева). После этого камеры подобного типа стали классикой для всех отечественных двигателестроителей. В 1947 г. в НИИ-1 Министерства авиационной промышленности создается ОКБ-2 под руководством А.М.Исаева, которое с июля того же года привлекается к работам по ракетной технике. В мае 1948 г. оно передается в НИИ-88, где преобразуется в отдел № 9 Специального конструкторского бюро. В начале 1948 г. за разработку и внедрение в эксплуатацию ЖРД Алексей Михайлович получил Госпремию третьей степени, которую сразу же разделил между всеми работниками ОКБ. В период перехода в НИИ-88 ОКБ Исаева успешно отработало двигатель У-2000 для ракеты класса «земля-воздух» и двигатель У-400-2 для крылатой ракеты класса «воздух-море». При разработке камеры тягой 8 тс для ракеты «205» С.А.Лавочкина отдел № 9 НИИ-88 столкнулся с необъяснимыми явлениями: ЖРД взрывался на стенде на первых секундах работы, как потом выяснилось, из-за высокочастотных колебаний. Для решения проблемы Исаев предложил двигатель-связку из четырех камер тягой по 2 тс. В 1952 г. в НИИ-88 на базе отдела № 9 формируется ОКБ-2 под руководством А.М.Исаева, в котором удалось решить проблему восьмитонника: впервые в головку камеры были установлены антипульсионные перегородки («крест»), которые теперь широко используются во всем мире для подавления высокочастотных колебаний. Успех ОКБ-2 вызвал интерес в ОКБ-1 С.П.Королева, где была разработана ракета Р-11 дальностью 270 км с ЖРД С2.253 А.М.Исаева тягой 8.3 т на высококипящих компонентах. На ее основе для Военно-морского флота создана ракета Р-11ФМ. Начиная с этого момента ВМФ – один из основных заказчиков двигателей Исаева. В 1954 г. был разработан новый ЖРД с ТНА для второй ступени зенитной ракеты В-75 и четырехкамерный ЖРД С2.1100, а далее С2.1150 для ускорителей межконтинентальной крылатой ракеты «Буря». В декабре 1958 г. ОКБ-2 А.М.Исаева и ОКБ-3 Д.Д.Севрука объединились в ОКБ-2 НИИ-88 под руководством А.М.Исаева, которое в январе 1959 г. по приказу Государственного комитета по оборонной технике выделилось из НИИ-88. Исаев начал работать по космической тематике, разработав за 1.5 года тормозную двигательную установку (ТДУ) для корабля «Восток». Эта ТДУ применялась в космосе десятки раз, включая исторические полеты Гагарина и всех космонавтов на кораблях «Восток» и «Восход», а также спутников-фоторазведчиков «Зенит». Прогресс в освоении космоса потребовал создания корректирующих и тормозных двигательных установок (КТДУ), которые могли бы неоднократно включаться при длительности работы от долей секунд до десятков минут для коррекции орбит и траекторий полета, стыковки и расстыковки, маневрирования в космосе, посадки аппаратов на Землю и планеты Солнечной системы. КТДУ А.М.Исаева были оснащены пилотируемые корабли, автоматические межпланетные и лунные станции, спутники связи и многие КА. Сейчас КТДУ-80 нового поколения используются на пилотируемых кораблях «Союз ТМ» и автоматических транспортных грузовых кораблях «Прогресс М». Базовый блок орбитальной станции «Мир», все ее модули, а также часть модулей МКС оснащаются подобными двигателями. По программе Н1-Л3 для полета человека на Луну исаевцы разработали КТДУ для лунного орбитального корабля ЛОК и первый в стране кислородно-водородный ЖРД. С 1967 г. ОКБ-2 переименовано в Конструкторское бюро химического машиностроения (КБХМ). А.М.Исаев скоропостижно скончался 25 июня 1971 г. Алексея Михайловича отличала широта инженерного таланта и знаний, феноменальная способность проникновения в работу конструкции, интуиция, увлеченность, органическая потребность создавать, конструировать, увлекая за собой людей. Будучи лидером по натуре, Исаев щедро делился накопленным опытом с другими главными конструкторами ЖРД. Он был способен выслушать и понять идеи, казавшиеся многим попросту сумасбродными. Так в свое время появилась идея «утопленника» – двигателя, находящегося целиком в топливных баках ракеты, с тем чтобы увеличить компактность изделия. Замысел был воплощен в ракетах В.П.Макеева. Многим помнится необыкновенная скромность Исаева. Он отказывался от присвоения ему звания доктора технических наук, и только определенное давление руководства отрасли заставило его принять это звание. Высокая требовательность сочеталась в Исаеве с обаянием, общительностью и доброжелательным характером. В наше тяжелое время КБХМ, которому в 1991 г. было присвоено имя А.М.Исаева, продолжает создавать великолепные двигатели.
|