О Главном конструкторе А. М. Исаеве. Избранные материалы
Интернет-ресурсы о Космосе:
|
|
| |||||||||||||
![]() Алексей Михайлович Исаев родился 24 октября 1908 года. Русский, член КПСС с 1951 года. В 1931 году окончил Московский горный институт по специальности инженер-электрик. Свою трудовую деятельность А. М. ИСАЕВ начал в 1930 г. на Магнитострое, будучи студентом последнего курса института. После успешной защиты диплома Алексей Михайлович продолжил работу на строительстве крупных металлургических заводов в Запорожье и Нижнем Тагиле. Энтузиаст, одержимый поисками нового, он стремился окунуться в нерешенные проблемы. Это привело Алексея Михайловича в 1934 году в авиационную промышленность, во вновь организованное ОКБ. Благодаря увлеченности, энергии, блестящим конструкторским способностям он быстро становится руководителем работ. В 1941 году Алексею Михайловичу было поручено начать разработку новых конструкций двигателей, что стало главным делом всей его жизни. Он участвовал в создании первого советского самолета БИ-1 с жидкостным ракетным двигателем, на котором 15 мая 1942 года летчик Г. Я. Бахчиванджи совершил первый полет, ознаменовавший рождение советской реактивной авиации. В 1944 году А. М. ИСАЕВ был назначен Главным конструктором специального конструкторского бюро. С этого момента он начал организовывать свой коллектив, который с годами вырос в большой высококвалифицированный коллектив КБхиммаш, решающий многие сложные задачи по созданию образцов новой техники. Организаторские способности, большие теоретические и практические знания, инженерная интуиция позволили Алексею Михайловичу вместе с коллективом создать выдающиеся образцы новой техники, установленные на кораблях „Восток", „ Восход", „Союз" и автоматических межпланетных станциях, которые прославили нашу Родину в завоевании космоса и повысили обороноспособность нашей страны. За большой вклад в науку а технику в апреле 1959 года А. М. ИСАЕВ Высшей аттестационной комиссией утвержден в ученой степени доктора технических наук без защиты диссертации. Партия и Правительство высоко оценили заслуги А. М. ИСАЕВА перед Родиной. Ему присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением золотой медали »Серп и молот" и ордена Ленина (1956 г.) Он является лауреатом Ленинской (1958 г.) и Государственных премий СССР (1948 г., 1969 г.), трижды награжден орденом Ленина (1945 г., 1961 г., 1968 г.) и один из первых в стране—орденом Октябрьской Революции (1971 г.) Большую производственную работу А. М. ИСАЕВ умело сочетал с общественной: с 1959 года и до конца жизни избирался членом партийного комитета предприятия, а также членом пленума ГК КПСС; много внимания уделял развитию нашего города. В 1950—1954 годы жители Калининграда избирали его в Мытищинский районный Совет депутатов трудящихся. Большая человечность и отзывчивость и вместе с тем принципиальность и справедливость снискали А. М. ИСАЕВУ огромное уважение и любовь как в своем коллективе, так и у людей других коллективов, близко его знавших. Решением II сессии Калининградского городского Совета депутатов
трудящихся от 27 августа 1975 года тов. ИСАЕВУ Алексею Михайловичу
присвоено звание "ПОЧЕТНЫЙ ГРАЖДАНИН ГОРОДА КАЛИНИНГРАДА" Источник - http://www.korolev.ru/cp/isaev.html
Небольшое здание напротив проходной предприятия. Цветник (сейчас он в снегу). В обрамлении голубых елей бюст основателя предприятия Алексея Михайловича Исаева. У входа надпись "Музей трудовой славы КБхиммаш". Здесь представлена история предприятия, более полувека разрабатывающего и создающего жидкостные реактивные двигатели. Зал первого этажа. В центре - двигательная установка второй ступени ракеты-носителя "Космос". С её помощью выводились на орбиту спутники "Интеркосмос" (было осуществлено 85О запусков) А двигатель КВД - плод международного сотрудничества нашего предприятия. Темно-красное оформление овальных стендов. Первый стенд напоминает, что история Конструкторского бюро химического машиностроения началась в грозные годы Великой Отечественной войны (1943 год), когда руководитель самолёто-строительного КБВ.Ф. Болховитинов с целью обеспечения разработок самолетов с жидкостными реактивными двигателями образовал подразделение для разработок таких двигателей, Руководство этим подразделением было поручено Алексею Михайловичу Исаеву. На стенде - фотографии В.Ф. Болховитинова, А.М. Исаева и А.Я. Березняка - конструктора самолета, фотоснимок истребителя-перехватчика БИ-1 и летчика-испытателя Г.Я. Бахчиванджи. Самолет достиг невиданной тогда скорости 800 км/час и скороподъемности 100 м/сек. На стендах музея представлена история нашего города от дачного поселка Подлипки до всемирно известного города Королёва. Стенды музея отображают начало, создания коллектива соратников А.М. Исаева Первые двигатели РД-1 и РД-1М. Знаменитый снимок первого "испытательного стенда" - двигатель, прикреплённый к берёзе. Перед стендом небольшой макет помещения с токарным и фрезерным станками, слесарным верстаком. На стенде фотографии рабочих династий предприятия: Кручинины, Жеребцовы и другие. Стенд "А.М. Исаев - конструктор, руководитель, человек", Здесь фотоснимки родителей, детские рисунки, письма с Магнитостроя, А.М. Исаев в своем кабинете, на субботнике, в колхозе, в пионер-лaгepe, на байдарке, на съемках фильма "Укрощение огня", на праздничной трибуне. Его личные вещи, удостоверения, книги, подаренные журналистами Аграновским и Арлазоровым. Решение горсовета о присвоении ему звания Почетного гражданина города Калининграда от 27 августа 1975 года. Стенд об участии работников предприятия в экспедиции на дизельэлектроходе "Обь": Австралия - Новая Зеландия - Антарктида и на Заполярный остров Хейса для запуска малой метеорологической ракеты. Здесь же ее головная часть. Медаль в честь первого в мире выхода человека в открытый космос. Диплом ФАИ за успешные полеты станции Луна-16 со взятием лунного грунта и станции Луна-17, доставившей первой в мире луноход на поверхность Луны. И тут же лунный глобус с отметкой кратера, названного в честь А.М. Исаева. Стенд, представляющий созданные на предприятии тормозные и корректирующие двигательные установки ТДУ и КДУ, с помощью которых осуществляется возвращение на Землю космических кораблей и маневрирование в космосе. Фотоснимки космонавтов с благодарственными надписями Главному конструктору и всему коллективу предприятия. Стол-стенд, посвященный И.Л. Бусыгину - главному металлургу предприятия. Несколько стендов посвящено комсомольцам предприятия, где наглядно видна забота Советской власти о молодежи. Конкурсы "Лучших по профессии". Молодежные фестивали искусств, устный журнал "Спектр", дискоклуб "Фотограф"". Спорт. Походы молодежи "Дорогами славы отцов". Строительство нового здания КБ, зданий поликлиники, столовой №17, домов МЖК. Создание своего пионерского лагеря и профилактория, базы отдыха "Факел", детских комбинатов. На антресолях - технологическая выставка приемов и процессов производства, технических возможностей нашего предприятия, конверсионные разработки. Кроме того, здесь находится небольшой актовый зал, который служит для чествования ветеранов труда и войны, проводов молодежи в армию. Здесь же демонстрируется фильм о предприятии. Все стенды и экспонаты невозможно перечислить. Их нужно видеть! Музей существует более десяти лет. Открываю второй том книги отзывов. "Мы, Алеша и Андрюша Топорковы-Исаевы, были в музее - впечатление потрясающее! 30 марта 1998 года ".
Область деятельности: АСТРОФИЗИКА Справка: КБХМ основано на базе ОКБ, основанного Алексеем Михайловичем
Исаевым. Первенцем исаевского коллектива, выдержавшим госиспытания, стал
ЖРД РД-1 для реактивного самолета-перехватчика БИ. В 1948 г. КБ
переведено в НИИ-88 в подмосковном Калининграде. В марте 1952 г. в
НИИ-88 были проведены организационные мероприятия по расширению фронта
работ в области ЖРД. Были соданы два конструкторских бюро: ОКБ-2 во
главе с А.М.Исаевым и ОКБ-3 во главе с Д.Д.Севруком. В дальнейшем, в
декабре 1958 г., оба КБ были объединены в ОКБ-2, которое 16.01.59 г.
было выделено из состава НИИ-88 в самостоятельную организацию. В 1967 г.
ОКБ-2 переименовано в КБХМ. В 1991 г. ему присвоено имя А.М.Исаева.
Предприятие разработало более 120 типов ЖРД для изделий
ракетно-космической техники, 100 из которых принято в эксплуатацию, а
более 40 - эксплуатируются до настоящего времени. КБ принимало участие в
космических программах Восток, Восход, Луна, Венера, Космос, Марс,
Салют, Мир, Союз, Прогресс, Зонд, Молния, Полет, Экран, Купон, ГЛОНАСС,
Союз-Аполлон, Вега, Фобос. двигатели КБХМ устанавливались на ракетах
Р-11, Р-11М, Р-11ФМ, С-25, МКР Буря, С-25М, С-75М, К-16, К-11, П-15 и
др. Среди разработанных КБ двигателей - ДМТ-600, ДОК-10, ДОК-50, ДОТ-25,
ДОТ-5, ДСТ-100, ДСТ-200, ДСТ-25, С2.253, С09.29, С2.1100, С2.1150,
С2.720, С5.1, С2.711В, С2.721, ТДУ-1, КТДУ-35, КТДУ-53, КТДУ-66,
КТДУ-426, КТДУ-80, КВД-1, С5.51, С5.61, КТДУ-417, С5.45, КДУ-414, 11Д49,
КТДУ-425, КТДУ-5А, С5.92, 14Д30, 17Д61 Икар, КРД-442 и др.
12 апреля, в День Космонавтики, на доме № 14 по улице Лесной была открыта мемориальная доска памяти Алексея Михайловича Исаева. В этом доме он жил в конце 40-х - начале 50-х годов. Один из первых творцов ракетно-космических двигателей в нашей стране, доктор технических наук, Герой Соцтруда, Лауреат ленинской и государственных премий СССР, кавалер четырех орденов Ленина и Ордена Октябрьской революции, основатель нынешнего КБ ХИММАШ руководил конструкторским коллективом, создавшим целую серию жидкостных ракетных двигателей для ракетно-космической техники. Эти двигатели были установлены на пилотируемых космических кораблях "Восток", "Восход", "Союз", автоматических межпланетных станциях и так далее. До сих пор российские космонавты возвращаются с орбиты, используя двигательные установки Исаева. Об Алексее Михайловиче Исаеве как выдающемся конструкторе и яркой личности, создавшем вокруг себя особую атмосферу творчества, об его человечности говорили на открытии памятной доски мэр города Александр Морозенко, генеральный директор и генеральный конструктор КБ ХИММАШ Евгений Селезнев, ветераны КБ ХИММАШ Виктор Оленев и Вера Тимофеева, историк города Раиса Позамантир, ветеран РКК "Энергия" Владимир Зудинов. В присутствии многочисленных ветеранов КБ ХИММАШ, которых многие называют исаевцами, Александр Морозенко, Евгений Селезнев и дочь Исаева Екатерина открыли памятную доску. 17.04.2002 Автор - Александр ЛОКТЕВ
|